Что такое праксис

18.07.2018 в 13:07

Праксис - это способность к произвольному воспроизведению поз и действий.

Если способность воспроизведения нарушена, то это апраксия (обратите внимание, что речь идет именно о произвольном воспроизведении).

Виды праксиса:

  1. Предметный - действия с предметом (например: поймать мяч, взять погремушку).
  2. Пальцевый - способность к дифференциации кистевых действий.
  3. Оральный - основан на абстрактных действиях (подуть, пощелкать языком, надуть щеки, сделать "рыбку").
  4. Артикуляционный (способность произносить звуки речи и их серии), он делится на:

- Кинестетический (афферентный)

- Кинетический( эфферентный)

Разберем артикуляционный праксис.

А.Р.Лурия разделил все праксические действия на:

  1. Кинестетические (чувствительные)
  2. Кинетические (двигательные)

Кинестетический праксис Лурия определил еще как афферентный, а кинетический как эфферентный.

Афферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки, принять нужную позу для звука. Например: прошу ребенка повторить за мной "А", - он повторит, если нет нарушения. Если есть нарушение, то ребенок будет искать позу (в лучшем случае). Обычно дети ничего не говорят, потому что просто не могут.

Эфферентный артикуляционный праксис - это способность произносить серии звуков.

Если у ребенка нет нарушений, то он способен переключать одну артикуляционную позу на другую (с «М на О» ,с «Л на О», с «К на О»).

Прежде чем ребенок приобретает способность произносить серии звуков, он должен овладеть коартикуляцией. Это "связка" между позами. Без коартикуляции произнести слово просто невозможно (ведь слово "М О Л О К О" не произносим по буквам).