Праксис - это способность к произвольному воспроизведению поз и действий.
Если способность воспроизведения нарушена, то это апраксия (обратите внимание, что речь идет именно о произвольном воспроизведении).
Виды праксиса:
- Кинестетический (афферентный)
- Кинетический( эфферентный)
Разберем артикуляционный праксис.
А.Р.Лурия разделил все праксические действия на:
Кинестетический праксис Лурия определил еще как афферентный, а кинетический как эфферентный.
Афферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки, принять нужную позу для звука. Например: прошу ребенка повторить за мной "А", - он повторит, если нет нарушения. Если есть нарушение, то ребенок будет искать позу (в лучшем случае). Обычно дети ничего не говорят, потому что просто не могут.
Эфферентный артикуляционный праксис - это способность произносить серии звуков.
Если у ребенка нет нарушений, то он способен переключать одну артикуляционную позу на другую (с «М на О» ,с «Л на О», с «К на О»).
Прежде чем ребенок приобретает способность произносить серии звуков, он должен овладеть коартикуляцией. Это "связка" между позами. Без коартикуляции произнести слово просто невозможно (ведь слово "М О Л О К О" не произносим по буквам).