Преодоление речевого негативизма

13.10.2019 в 22:10

Мы обсуждали многие речевые нарушения, их причины возникновения.

 

Согласитесь, бывает такое, что ребенок один раз скажет какое-то слово (или фразу)  и больше не повторяет его.

Родители конечно хотят повторения, «на бис», поэтому с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это снова и снова. 

Иногда это желание родителей, может зайти очень далеко, вызывая у ребенка негативные эмоции.

 

Заговорит ли после этого малыш? Скорее всего, ответ будет отрицательный.

Вот такое вот проявление ребенка называют негативизмом.

А вот что такое речевой негативизм? Чем он вызван? Давайте разберемся поподробнее.

 

Речевой негативизм – это полный (частичный) отказ ребенка от речи.

 

Отказываясь говорить, ребенок  показывает свой протест против чрезмерных требований взрослых.

Чаще всего  малыш отворачивается, молчит, показывает пальцем: у ребенка начинает преобладать жестовая речь.

 

 

Как правило, выделяют два вида речевого негативизма:

*активный;

*пассивный.

 

При активной форме негативизма у ребенка присутствуют истерики на занятиях, драки, (малыш может бить, кусаться) и т.д.

 

При пассивной форме: при отказе от речи –  молчит, мычит, больше преобладает пользование жестами,  ни с кем не играет, ни к кому не подходит.

 

Нередко речевой негативизм могут спутать с моторной алалией.

 

Как преодолеть речевой негативизм?

 

*Начинать работу необходимо с простых игр.  Очень осторожно, не отбив у ребенка желание «заниматься»  и тем, самым повторять за вами.

 

Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».

 

*Не стоит сразу требовать у ребенка с речевым негативизмом правильного произношения.

Пускай скажет неправильно, не точно - главное с желанием! Это очень важный аспект в этой работе - вернуть ребенку желание говорить!

 

*Добавляйте в разговор такие ситуации, где ребенку нужно будет сделать выбор: «С чем мы будем играть? С мячом или машинкой?»

Такие вопросы побуждают ребенка не только к ответу, но и к имитации слов.

* Используйте в разговоре такие вопросы, которые стимулируют потребность в общении: «Что ты кушал? Во сто ты играл?»

 

При любом разговоре не забывайте хвалить ребенка! Поощрять!

Ведь любой человек, не только ребенок нуждается в положительных эмоциях, особенно в похвале!

 

Помните, главная задача — избавиться от речевого негативизма, и добиться, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с большим удовольствием.

Про этапы становления речи читай тут

Почему ребенок не пользуется речью?

Про критические периоды в развитии речи

Пройти программу по Запуску речи можно тут

Автор статьи Кожанова Екатерина.