Мы обсуждали многие речевые нарушения, их причины возникновения.
Согласитесь, бывает такое, что ребенок один раз скажет какое-то слово (или фразу) и больше не повторяет его.
Родители конечно хотят повторения, «на бис», поэтому с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это снова и снова.
Иногда это желание родителей, может зайти очень далеко, вызывая у ребенка негативные эмоции.
Заговорит ли после этого малыш? Скорее всего, ответ будет отрицательный.
Вот такое вот проявление ребенка называют негативизмом.
А вот что такое речевой негативизм? Чем он вызван? Давайте разберемся поподробнее.
Речевой негативизм – это полный (частичный) отказ ребенка от речи.
Отказываясь говорить, ребенок показывает свой протест против чрезмерных требований взрослых.
Чаще всего малыш отворачивается, молчит, показывает пальцем: у ребенка начинает преобладать жестовая речь.
Как правило, выделяют два вида речевого негативизма:
*активный;
*пассивный.
При активной форме негативизма у ребенка присутствуют истерики на занятиях, драки, (малыш может бить, кусаться) и т.д.
При пассивной форме: при отказе от речи – молчит, мычит, больше преобладает пользование жестами, ни с кем не играет, ни к кому не подходит.
Нередко речевой негативизм могут спутать с моторной алалией.
Как преодолеть речевой негативизм?
*Начинать работу необходимо с простых игр. Очень осторожно, не отбив у ребенка желание «заниматься» и тем, самым повторять за вами.
Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».
*Не стоит сразу требовать у ребенка с речевым негативизмом правильного произношения.
Пускай скажет неправильно, не точно - главное с желанием! Это очень важный аспект в этой работе - вернуть ребенку желание говорить!
*Добавляйте в разговор такие ситуации, где ребенку нужно будет сделать выбор: «С чем мы будем играть? С мячом или машинкой?»
Такие вопросы побуждают ребенка не только к ответу, но и к имитации слов.
* Используйте в разговоре такие вопросы, которые стимулируют потребность в общении: «Что ты кушал? Во сто ты играл?»
При любом разговоре не забывайте хвалить ребенка! Поощрять!
Ведь любой человек, не только ребенок нуждается в положительных эмоциях, особенно в похвале!
Помните, главная задача — избавиться от речевого негативизма, и добиться, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с большим удовольствием.
Про этапы становления речи читай тут
Почему ребенок не пользуется речью?
Про критические периоды в развитии речи
Пройти программу по Запуску речи можно тут
Автор статьи Кожанова Екатерина.