Письмо – сложная форма речевой деятельности.
В нем принимают участие различные анализаторы:
* Речедвигательный – осуществляет артикулирование, т.е.наше произношение;
* Речеслуховой – производит отбор нужной фонемы;
* Зрительный – подбирает соответствующую графему;
* Двигательный – осуществляет перевод графемы в кинему (определенные движения необходимые для записи).
Оптическая дисграфия – это нарушение, которое проявляется в письменной речи, и связанное с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв.
Оптическая дисграфия подразделяется на литеральную и вербальную.
Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв.
При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно.
Трудности при овладении письменной речью могут возникнуть:
* Если Ваш ребенок левша.
* Если он - переученный правша.
* Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
* Если в семье говорят на двух или более языках.
* Если Ваш ребенок слишком рано идет в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.)
* Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Корни этих трудностей уходят в дошкольный возраст.
Какие основные направления коррекции этого нарушения применяют:
*Формирование зрительного гнозиса:
-назвать предметы по их контурам;
-назвать недорисованные предметы;
-назвать перечеркнутые изображения;
-выделить изображения, наложенные друг на друга;
- распределить предметы по величине;
-соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;
-срисовать изображения, состоящие из фигур и стрелок;
- дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;
- составить разрезные картинки, дорисовать чего не хватает и т. д.
*Развитие зрительной памяти:
- «Что изменилось?»
- «Чего не стало?»;
- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.
*Формирование зрительно – пространственного восприятия:
-показать правую (левую) руку;
-показать правой рукой левый глаз и т.д.;
-показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;
- с опорой на картинки рассказать, что где находится;
- работа над пространственными предлогами;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных геометрических фигур и предметов (из наждачной бумаги, картона, семян);
И еще, по мнению специалистов, если каких-то нарушений при беременности, родах и первых месяцах жизни ребенка избежать сложно, то с самого рождения родители должны заниматься развитием его речи. И начинать надо со звуков.
Во-первых, с ребенком надо постоянно разговаривать, читать стихи, поговорки,
он должен слышать речь, и, во-вторых, необходимо все время произносить звуки – имитировать птиц, животных, льющуюся воду, дующий ветер.
Есть много игр, развивающих фонематический слух ребенка.
А вот учить его в раннем возрасте читать и писать не стоит.
По мнению специалистов, негативно отражается на речи ребенка и модное сейчас раннее обучение иностранному языку, что, впрочем, понятно: в английском, французском, немецком совершенно другая артикуляция, другое звукопроизношение.
Нередки случаи, когда дети, изучающие иностранный язык раньше своего родного, выше «тройки» в школе по русскому языку потом получить не могут.
Вообще, считается, что опережающее развитие ребенка в раннем детстве в результате… тормозит его.
Всему свое время. В детском саду дети должны научиться произносить звуки, слова, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, ориентироваться в пространстве.
И тогда в начальной школе ребенок, который развивался соответственно своему возрасту, легко и без всяких проблем научится читать, писать и считать.
Еще варианты игр, для преодоления этого нарушения
Программу коррекции дисграфии приобрести тут
Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А.