Профилактика и коррекция оптической дисграфии

26.10.2019 в 18:10

Письмо – сложная форма речевой деятельности.

В нем принимают участие различные анализаторы:

* Речедвигательный – осуществляет артикулирование, т.е.наше произношение;

* Речеслуховой – производит отбор нужной фонемы;

* Зрительный – подбирает соответствующую графему;

* Двигательный – осуществляет перевод графемы в кинему (определенные движения необходимые для записи).

 

Оптическая дисграфия – это нарушение, которое проявляется в письменной речи, и связанное с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв.

 

Оптическая  дисграфия подразделяется на литеральную и вербальную.

 

Литеральная  дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв.

 

При вербальной  дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно.

 

Трудности при овладении письменной речью могут возникнуть:

* Если Ваш ребенок левша.

* Если он - переученный правша.

* Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

* Если в семье говорят на двух или более языках.

* Если Ваш ребенок слишком рано идет в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.)

* Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Корни этих трудностей уходят в дошкольный возраст.

 

Какие основные направления коррекции этого нарушения применяют:

 

*Формирование зрительного гнозиса:

-назвать предметы по их контурам;

-назвать недорисованные предметы;

-назвать перечеркнутые изображения;

-выделить изображения, наложенные друг на друга;

распределить предметы по величине;

-соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;

-срисовать изображения, состоящие из фигур и стрелок;

- дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;

составить разрезные картинки, дорисовать чего не хватает и т. д.

 

*Развитие зрительной памяти:

«Что изменилось?»

- «Чего не стало?»;

«Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

 

*Формирование зрительно – пространственного восприятия:

-показать правую (левую) руку;

-показать правой рукой левый глаз и т.д.;

-показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- работа над пространственными предлогами;

тактильное ощупывание, узнавание рельефных геометрических фигур и предметов (из наждачной бумаги, картона, семян);

 

И еще, по мнению специалистов, если каких-то нарушений при беременности, родах и первых месяцах жизни ребенка избежать сложно, то с самого рождения родители должны заниматься развитием его речи. И начинать надо со звуков.


Во-первых, с ребенком надо постоянно разговаривать, читать стихи, поговорки,

он должен слышать речь, и, во-вторых, необходимо все время произносить звуки – имитировать птиц, животных, льющуюся воду, дующий ветер.

 

 Есть много игр, развивающих фонематический слух ребенка.

 

А вот учить его в раннем возрасте читать и писать не стоит.

По мнению специалистов, негативно отражается на речи ребенка и модное сейчас раннее обучение иностранному языку, что, впрочем, понятно: в английском, французском, немецком совершенно другая артикуляция, другое звукопроизношение.

Нередки случаи, когда дети, изучающие иностранный язык раньше своего родного, выше «тройки» в школе по русскому языку потом получить не могут.


Вообще, считается, что опережающее развитие ребенка в раннем детстве в результате… тормозит его.

Всему свое время. В детском саду дети должны научиться произносить звуки, слова, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, ориентироваться в пространстве.

И тогда в начальной школе ребенок, который развивался соответственно своему возрасту, легко и без всяких проблем научится читать, писать и считать.

Еще варианты игр, для преодоления этого нарушения

Про дисграфию

Программу коррекции дисграфии приобрести тут

Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А. 

Теги: дисграфия