ЗПР (задержка психического развития) – это нарушение темпа психического развития (внимания, мышления, эмоций, памяти).
Как правило, такому нарушению сопутствует еще и другие нарушения, такие как ЗРР (в раннем возрасте).
И если вовремя не обратить внимание на данную проблему, не заняться коррекцией, ЗПР может перейти в более сложные формы: дисграфия, дизартрия.
Основные причины ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, такие как:
* поражения ЦНС;
* нейроинфекции;
* черепно-мозговые травмы;
* гиперопека со стороны взрослых;
* педагогическая запущенность;
* психологические травмы.
Работа по коррекции с детьми с ЗПР требует комплексного подхода, а также активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.
Коррекция ЗПР довольно длительная работа, и должна начаться как можно раньше.
Целью программы коррекции является развитие, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие, а именно:
* повышение уровня развития памяти;
* повышение внимания;
* повышение мышления;
* повышение восприятия.
Могут быть использованы такие методики, как:
* «4 лишний».
Исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.
* «Последовательность событий».
Направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.
* «Запомни картинки».
Направлена на исследование запоминания.
Испытуемого просят запомнить картинки и кто на них нарисован.
Главное в работе с ЗПР – соблюдать баланс.
И развивать не только память, внимание, эмоции, интеллект, но и речь, и другие области.
Важно в коррекционной программе объединять задания, на все области развития.
Только тогда она даст результат.
Развивающие игра для детей с ЗПР
Признаки ЗПР в раннем возрасте
Автор статьи Екатерина Зарудная