Пути преодоления дисграфии

19.10.2019 в 18:10

Одни нации используют иероглифическую письменность, другие – буквенную. Буквы не имеют наглядной (картинной) связи с обозначаемым понятием, что говорит об их абстрактности.

За счет такой особенности букв в мозге человека выделились отдельные нервные клетки.

Они обеспечивают запоминание и использование букв. Эта область находится в левом полушарии, которое является главным для речи.

 

Проблемы с написанием букв, и в целом с освоением письма, которые не связаны с нарушением интеллекта и физического слуха, называются дисграфией.

 

Существуют разные виды дисграфий:

*Дисграфия по типу фонетического письма.

Ребенок пишет все, что слышит. Например, слово «яблоко» может быть написано, как «йаблоко».

*Фонематическая (или фонологическая) дисграфия, когда вместо одной фонемы пишется другая.

В данном случае проблема именно в фонематическом анализе, то есть ребенок не может уловить нужный звук в потоке быстро произносимых звуков.

 

При первом и втором виде дисграфии следует работать над улучшением слухового гнозиса, над фонетическим и фонематическим слухом.

 

Играть в игры на дифференциацию звуков в слове. (По типу в каком слове есть звук «З»? Коза, корова, конь. Или какое слово начинается со звука «Д»? Дом, здание, избушка).

Хорошо подойдут игры на дифференциацию неречевых звуков.

 

*Оптическая (зрительная) дисграфия является следствием нарушения буквенного гнозиса, то есть способности запомнить начертание букв.

Таким детям сложно отличить похожие по написанию буквы (например «Р» и «Ь»), они могут перевернуть буквы или дописать лишний крючок.

 

Ошибки такого характера, как правило, называют «зеркальным» письмом.

 

При таком нарушении следует проработать зрительный гнозис, поработать над вниманием ребенка.

В данном случае полезно слепить букву из пластелина, выложить ее из квадратиков, горошков, палочек, любого подручного материала, который поможет качественно закрепить образ буквы в голове.

 

Подойдут рамки вкладыши с буквами.

Хорошим методом будет отползать на полу по контору буквы, сначала на животе, затем на спине, на четвереньках, на ногах.

Постепенно следует перевести обведение букв телом на более мелкий формат, ногами, руками и пальцами.

 

Дизорфография – это особый вид дисграфии, который характеризуется отсутствием «чутья», на то каким правилом нужно воспользоваться для правильного написания.

При условии, что правила, ребенок знает хорошо.

Для решения данной задачи можно применить ритмизацию.

То есть ребенок должен ритмично произнося слово по слогам, записать его, и только потом объяснить правила написания по грамматике.

 

В данном случае следует развить чувство языка, которое было хорошо развито у наших предков, говорящих речитативом.

 

Именно дети с хорошо развитым чувством языка интуитивно пишут контрольные грамотно, при этом, не зная самих правил.

 

Можно также выделить кинетическую (моторную) дисграфию, которая связана с нарушением регуляции взора.

То есть ребенку тяжело фиксировать взгляд на определенном фрагменте текста и плавно следить за написанием руки.

 

Тут нужно провести коррекцию зрительно-моторной координации.

 

Можно взять предмет и вести на расстоянии вытянутой руки ребенка вправо-середина-влево-середина-вверх-середина-вниз—середина и к переносице.

 

При этом ребенок следит только глазами, не шевеля головы. Есть целый ряд более усложненных вариантов этого упражнения. Это своего рода гимнастика для глаз.

Также, следует играть в игры, при которых ребенок должен отслеживать глазами процесс, где задействованы руки.

 

Здесь будут эффективны игры с мячом, мелкие мозаики, та же шнуровка.

 

Хорошей профилактикой дисграфии является своевременная проработка ребенком координации движений глаза-рука и развитие пространственной сферы.

 

Сначала схема своего тела, затем пространство вокруг нас, перенос пространства на лист бумаги. Вот почему так хороши игры на построение моделей по схеме, и всевозможные графические диктанты.

Конструирование по клеточкам.

 

Для избегания подобных проблем с письмом важна правильная подготовка ребенка к письму.

Почему пишет с ошибками?

Про коррекцию дисграфии

Получить программу по дисграфии можно тут

Автор статьи Курбанова Марьям – нейропсихолог, практикующий психолог.

Теги: дисграфия