работа по постановке звука "Р"

02.12.2019 в 19:12

Возрастной нормой произношения  звуков [р], [рь] считается возраст от 5 до 6 лет.

Если  до этого возраста ребенок не выговаривать звук  [р] (заменяет его на другой звук или пропускает в речи), то беспокоиться не стоит. Но, если ребенок произносит звук [р] искаженно (тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и др.), то обращаться к логопеду  нужно раньше, не следует ждать 5 лет.

 

Нарушение артикуляции звуков [р], [рь] ( их искажение или пропуск) в логопедии называется ротоцизмом (в народе-картавость).

Замена  звуков [р], [рь] на другие фонемы(чаще на звуки [л], [ль], [йот]) называется параротациз-мом.

Основные причины нарушения звуков [р] и [рь]:

* укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;

* слабость мышц языка;

* неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

* нарушения фонематического слуха.

 

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [р] и [рь], настолько же многообразны средства преодоления их.

 

Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора, раскаты грома), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях.

 

Как правило, постановка правильной артикуляции звуков [р], [рь] требует специальных подготовительных упражнений для языка, губ (иногда для нижней челюсти) и для воздушной струи.

Существует классический комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков [р], [рь].

 

Упражнения для губ:

*«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.

 

*«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.

 

Упражнения для языка:

* «Маляр».

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

* «Лошадка».

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 

* «Грибок».

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

* «Гармошка».

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

 

* «Барабан» или «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 

Для формирования подъема языка можно применяется дополнительное упражнение «Пуговица».

Плоскую пуговицу нанизывают на толстую леску (чтобы можно было манипулировать пуговицей, не дотрагиваясь до нее руками), кладут ее на широкий язык ребенка.

Ребенок прижимает пуговицу к небу в месте произнесения звука[р],а взрослый тянет за леску, пытаясь её вытянуть. Язык ребенка напрягается, чтобы пуговица не выпала.

 Упражнение повторяется несколько раз, ребенок сглатывает накопившуюся слюну, не закрывая рта и не теряя пуговицу.

 

Для выработки сильной воздушной струи:

* «Фокус».

Кладем на кончик носа кусочек ваты. Высовываем изо рта широкий язык, поднимаем его вверх, слегка загибая края, и дуем изо всех сил.

 Если все сделать правильно, то ватка не просто слетит с носа, а перелетит через голову! Возможно, получится не сразу, но если немного потренироваться…

 

* «Послушный  карандашик».

Гладкий карандаш положить на стол и дуть на него, положив широкий кончик языка на нижнюю губу. Карандаш будет катиться.

При произнесении звука [р] артикуляционные органы занимают следующее положение:

* рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;

* язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат * справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;

* широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;

* средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;

* мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;

* голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

 

Основные способы постановки звука [р]:

прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).


Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд..., ддддддд..., ддд-ддд-ддд»).

 

 В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем (заменителем зонда, гигиенической палочкой или  чистым пальцем ребенка), подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [р].

 

Второй прием основывается на упражнении «приклей и отклей» язычок (от упражнения «Грибок»). Ребенка просят сделать упражнение «Грибок» и сильно подуть на кончик языка, можно поддерживать кончик языка гигиенической палочкой.

 

Существуют и другие способы постановки звуков  [р] и [рь]  ( от звука «Ж», от звука «С» и др.). Рекомендую  использовать отличное практическое руководство по постановке звуков с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов - книгу «Самоучитель по логопедии», автора  М.А. Поляковой.

 

Трудные звуки не появляются по волшебству! Помогите ребенку выработать длительную вибрацию языка  и сильную воздушную струю! И главное, все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры!

 

Но, уважаемые родители,   если у ребенка дизартрия или укороченная подъязычная  уздечка (в норме она составляет около 1,5 см, а подрезать ее или растягивать решает хирург-стоматолог), то лучше всего по данному вопросу обратиться к логопеду!

Как избавиться от каши во рту?

Про причины картавости

Программа по постановке звука "Р"

 Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А.