Речевое развитие слуха у детей

04.09.2019 в 19:09

Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи.

Анализировать звуки ребенок начинает спустя пару часов после рождения.

 

Итак, как развивается «слухопонимание» у ребенка на первом году жизни в норме:

* 1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.

* 2 месяца – ищет источник звука поворотом головы.

* 3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление.

* 4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы.

* 5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.

* 6 месяцев – по-разному реагирует на свое и чужое имя.

* 7 месяцев – на вопрос «где?»  разыскивает  предмет и указывает на него пальцем.

* 8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки».

* 9 месяцев - по просьбе «дай», «принеси» приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.

* 10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела.

* 11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.

* 12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. ⠀

 

После года:

* 1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.

* 1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.

* 1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.

* 2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения.

* 2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. ⠀

 

Человеческий слух имеет две формы: неречевой и речевой слух.

Неречевой слух – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи, а также понимать смысл различного сочетания фонем – слова, фразы, тексты.

 

Речевой слух  включает следующие компоненты:

* слуховое внимание (умение на слух определять то или иное звучание и его направление);

* звуковысотный слух (способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи);

* восприятие темпа речи и громкости голоса (способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания);

* ритмический слух  (способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем);

 * фонематический слух  (способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с «решеткой фонем» данного языка).

 

Для развития речи ребенка очень важным является развитие  именно фонематического слуха. 

Так как развитый фонематический слух позволяет:

 

* правильно произносить звуки и четко произносить слова;

* владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

* овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

* успешно освоить письмо и чтение.

 

Речевой слух развивается, в основном, в дошкольном возрасте.

При развитии речевого слуха обязательно нужно учитывать развитие  сопутствующих компонентов: голоса, дыхания, интонации,  звукопроизно-шения.

Родители и специалисты  должны уделять должное внимание развитию фонематического слуха.

 Что ребенок должен уметь в 1 год

 Про признаки задержки речевого развития

Если ребенок не понимает обращенную речь

Записаться на консультацию к специалисту тут

 Автор статьи Скворцова З.А.