Семантико-прагматическое расстройство использования речи. Эхолалия

29.04.2019 в 11:04


Языковая система делится на различные уровни: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, семантический, прагматический.


При нарушении фонетического уровня, ребенок будет неправильно слышать слова и соответственно неверно их произносить, а также затруднена сегментация слов в предложениях. Например, «Я уехал на работу» Ребенку сложно разделить слова. При нарушении морфологического строя речи, у ребенка будут проблемы в употреблении падежных окончаний, согласовании числительных, например, я буду пицца, мой машина, моя торт, пять яблока.
Лексический уровень. На этом уровне “располагаются” слова. Слова, в отличие от морфем, не только обладают значением, но могут также самостоятельно употребляться в речи, быть членами предложения. Основное назначение слов – служить именами, названиями предметов и явлений окружающего нас мира.
На уровне синтаксиса, проблема будет выражаться в неверные передачи мысли, идеи. 


 
 
В этой статье я хочу уделить особое внимание двум слоям языка: семантическому и прагматическому.
Высшим уровнем языка является семантика. Именно на этом уровне человеческий мозг отображает речевые конструкции на понятия и образы, устанавливая отношения между объектами и обозначающими их словами.
Семантический уровень является продолжением развивающего мышления, то есть данный уровень появляется по мере развития предыдущих уровней и развития мышления.
 
Пример проявления семантического уровня: 
 
* Василий купил рыбу, а Петя её съел.
* Петя съел рыбу, которую, купил Вася
* Прикупил Васек рыбки, а Петр слопал ее…
 
Чтобы понять эти предложения:
 
* необходимо проанализировать те сведения, которые отражает полученная информация
* выявить смысл информации
* осуществить обобщение информации


Если ребенку с нарушением данного уровня задать вопрос: «Привет, как дела?», он не сможет распознать значения слов и не ответит корректно.
 
Как проявляется прагматический уровень языковой системы?
Я задаю вам вопрос: «Привет, как дела?», вы понимаете ЗАЧЕМ я задаю этот вопрос, какова цель, если у вас нет нарушений на данном уровне, вы мне ответите: «Хорошо»!
Ребенок с нарушением, не распознает «зачем», это сказано и просто повторит за вами (эхолалия)
 
Семантико-прагматическое расстройство можно охарактеризовать как «отсутствие отношений», данное нарушение часто встречается у детей с аутизмом.
 
Дети с данным расстройством:
 
* Имеют беглую речь с нормальным звукопроизношением и синтаксисом;
 
* Речь похожа на «светскую беседу»;
 
* Речь не является диалогом, не относится к собеседнику и по сути дела не обладает коммуникативной функцией; 
 
* Часто используют свое имя вместо местоимения «Я»; 


Говорят, о себе в третьем лице
 
* В речи встречаются множественные эхолалии; 

При семантико-прагматическом синдроме, характеризующемся нарушением понимания речи и сохранной экспрессивной речью, 
Коммуникация детей с семантико- прагматическими нарушениями не эффективна (бесполезна).
Разговор является одним из способов коммуникации, однако не каждый коммуникативный акт включает язык символов (например, чириканье птиц).


Это нарушение часто является сопутствующим аутизму Tuchman разграничивают аутизм с двумя подтипами нарушений разговорной речи:


* Семантико-прагматическое расстройство: беглая речь, разговорчивые, с развитой артикуляцией, с отклонениями в понимании речи и умении вести беседу, часто задают вопросы, когда, почему и как, даже несмотря на то, что уже знают ответ.
Имеются значительные ограничения в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток; все сказанное понимается буквально"


Лексико-синтаксическое расстройство: речь беглая, но есть трудности с подбором слов, используют синтаксические конструкции, характерные для детей младшего возраста, трудности с формулированием сложных предложений, снижение понимания сложных предложений. По мнению авторов, развитие детей этого подтипа больше алалию (дисфазию развития).

В нашем Логоцентре скоро появятся группы для детей с данным нарушением!