Сравнение дизартрии и дислалии предлагаю начать со знакомства с их определениями:
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Какие причины возникновения?
* При дизартрии наблюдается органическое поражение центральной или периферической нервной системы.
Чаще всего дизартрия у детей связана с перинатальной патологией, наблюдается у детей с ДЦП, а менее выраженные формы дизартрии выявляют я у детей, перенесших лёгкую асфиксию, родовую травму или, имеющие в анамнез влияние неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития.
При функциональной дислалии нарушения возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.
Среди причин возникновения функциональной дислалии выделяют - биологические и социальные факторы.
Механическая дислалия может появиться в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата (нарушений в строении зубов, челюсти, языка, нёба).
* Звукопроизношение.
При функциональной дислалии нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков, а при механической обычно нарушается группа звуков.
Нарушения произносительной стороны речи проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах звуков, смешении звуков или, в редких случаях - их пропусках.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, "смазанная речь", а в более тяжёлых случаях наблюдаются: искажения, замены, и пропуски звуков.
При дизартрии, в отличие от дислалии наблюдается нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков.
Процесс автоматизации звуков при дизартрии занимает более длительное время, чем при дислалии.
Основные сравнительные характеристики:
При дизартрии первый крик у детей тихий, глухой, короткий. Гуление и лепет недостаточно интонированные, в отличие от детей с дислалией.
У детей с дизартрией наблюдается гиперсаливация и несформированность правильного речевого дыхания, чего не скажешь о детях с дислалией.
При дислалии просодика и лексико - грамматическая сторона речи не нарушены.
Дети с дизартрией, в отличие от детей с дислалией, плохо жуют твёрдую пищу, имеют сложности в освоении навыков самообслуживания, плохо ориентируется в схеме тела, дети моторно неловки, не могут прыгать на одной ноге, нарушено чувство ритма.
Про нарушение звуков при дислалии
Автор статьи Нина Никифорова