Три критических периода в развитии речи

09.09.2019 в 00:09

В развитии речи ребенка существует несколько периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и риска возникновения нарушений ее функций.

 

Критические периоды в развитии речи могут быть как «самостоятельные» так и сочетаться с другими проблемами - дисфункцией центральной нервной системы, генетическими и т.д.

 

Как правило, выделяют три основных критических периода.

 

 * Наиболее решающим является первый возрастной криз.

Этот криз охватывает период с 1 до 2 лет, когда закладываются все психические функции, идет активное овладение речью.

Как правило, в этот период происходит «первичное обучение»: восприятие окружающего мира, контакт с родными и сверстниками, имеют огромное значение для развития ребенка.

Ведь именно в этом возрасте идет активное формирование нейронных связей, происходит интенсивное развитие корковых зон - что в дальнейшем послужит фундаментом для всего развития.

Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то это  заметно затрудняет дальнейшее усвоение навыков.

  

* Второй криз происходит в 3 года, когда у ребенка активно формируется связная речь, а также происходит переход от ситуативной речи («Дай»), к контекстной (« я хотел, есть, мама дала мне суп»).

Этот «переход» требует большой согласованности в отделах нервной системы: внимания, памяти, речевого аппарата и т.д.

Поэтому любое нарушение в нервной системе, даже самое минимальное, влечет за собой ряд проблем в речевом развитии. Может возникнуть отставание речевого развития, заикание, негативизм.

 

* Третий период происходит в возрасте 6-7 лет, когда начинается развиваться письменная речь.

В этом возрасте дети идут в школу, возрастает нагрузка (особенно на  центральную нервную систему).

Стресс, завышенные требования, новая социальная среда - все это могут вызвать срывы в работе нервной системы ребенка.

Обычно, именно в этот кризисный период у детей возникает дисграфия, дизартрия, дислексия.

 

Чтобы избежать такие расстройства, рекомендую тщательно наблюдать за речевым развитием своего ребенка в эти критические периоды, и при любой проблеме, не тянуть время, а сразу обращаться к специалистам.

 

Записать ребенка на дистанционную диагностику можно тут

Консультация специалистов

Про нарушения письменной речи

Автор статьи Кожанова Екатерина