Своевременное овладение речью очень важно для полноценного развития малыша.
Сначала ребенок осознает речь, слышит ее и понимает.
Затем начинает говорить о том, что он видит и делает в данный момент. Объединение слова и действий-очень важная составляющая формирования активной речи.
Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас.
Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений.
Вот пример некоторых из них.
* «Возьми мячик».
Берем мячик и даем ребенку: «возьми мячик!»
Можно вместе с ребенком его рассматривать, попросить отдать взрослому «дай мне, мячик».
* «Потопали, похлопали».
Предлагаем ребенку на разные слова топать и хлопать.
Например, когда говорим зайчик, дети хлопают, а когда медведь - топают.
* «Где же ручки?»
Этим упражнением увеличиваем пассивный словарь ребенка.
Показываем разные части тела на себе, ребенке, кукле или на картинке: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т.д.
Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»
* Упражнения для детей для активного произношения слогов «Птичий двор».
Читаем ребенку стих и просим повторить, то, как говорят животные:
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
* Построим домик.
Используем набор кубиков.
« Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т.д.»