Возможно ли избавиться от картавости?

29.09.2019 в 12:09

Как мы уже говорили, картавость это искажение звука Р.

 

В логопедии картавость заменяется более научным термином ротацизм.

Ротацизм - это отсутствие или искажение звука [р.] и [р.’].

Если до 5 лет данный звук так и не появился, то, скорее всего, вам потребуется помощь логопеда.

 

Каков бы ни был возраст, избавиться от данного нарушения звукопроизношения возможно!

Хотя, чем раньше начать работу, тем скорее вы получите результат.

 

Что же понадобиться для правильной постановки?

 

Комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой.

Для звука [р] это – разминка и укрепление мышц языка для правильной артикуляции.

 

Требования к артикуляционной гимнастике.

Выполнять ежедневно от 5 до 15 минут в зависимости от возраста перед зеркалом. Каждое упражнение – не менее 2 раз.

 

Конечно, без помощи специалистов не обойтись!

НО! Есть и простые приемы упражнений, которые вы можете делать с ребенком самостоятельно.

 

О таких упражнениях я вам расскажу поподробнее.

 

Упражнения:

 

* Лошадка.

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

Чтобы заинтересовать ребенка нужно превратить занятия в игру, например, «покажи, как лошадка цокает копытами».

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

* Маляр.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы при этом  должны быть неподвижны.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта.

* Грибок.

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и, прижать язык к небу, широко открыть рот.

Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

(Язык  при этом упражнении будет напоминать гриб).

При этом упражнении играем с ребенком в «грибную полянку» : «покажи гриб; спрячь гриб и т.д.».

 

* Гармошка.

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.

Губы  при этом находятся в положении улыбки.

Следим, чтобы они были неподвижны, когда открывается рот.

Ребенок в этом упражнении открывает и закрывает рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5.

 

* Дятел.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам.

Делаем это многократно, при этом произносится звук: д-д-д…

Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстряясь.

Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке.

Важно чтобы работал только язык.

Следим, чтобы звук [д] носил характер четкого «удара».

 

* Постановка.

Для этого упражнения можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки.

Помните! Предметы должны быть идеально чистыми!

 

Ребенку необходимо длительно произнести верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время, каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания.

В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.

 

Про причины картавости читай тут

Про логопедический массаж

Какие еще бывают нарушения звукопроизношения?

 Автор статьи Наталия Сидорова