Взгляд невролога на долгий путь от 1 до 2 лет

04.11.2019 в 23:11

Почему период от 1 до 2 лет считается важным?

За этот короткий временной промежуток предречевые навыки ребенка совершают скачок и переходят в следующий этап - речевое развитие.

 

Причем иногда это выглядит так: в годик малыш говорил "баба", "мама", " тятя", много лепетал, а потом вдруг замолчал.

Надо ли беспокоиться?

Как правило, нет. Это естественный ход событий - слоговые и лепетные элементы ушли, чтобы уступить место настоящим словам и фразам.


И тут начинается огромный разброс, который заставляет родителей переживать и срочно искать невролога.

У одних мам ребенок к двум годам говорит распространёнными предложениями, а у других - отдельные слова, мычание и жесты.

 

На самом деле, обе ситуации - вариант нормы, и по современным наблюдениям, хорошо говорящий ребенок в возрасте 2-х лет - скорее исключение, чем правило.


Если Ваш двухлетний ребенок мало говорит, обратите внимание на следующие навыки:
* слышит ли он Вас? Понимает ли?
* выполняет простые инструкции и поручения;
* может пользоваться ложкой, пить из стакана;
* знает что такое горшок и может попроситься на него;
* разбирается в предметах одежды, делает попытки их надеть;
* игра носит характер осознанных манипуляций с предметами (например: не кидает машинку и не грызет ее, а везет по треку, сажает в неё человечка).

 
Как родитель может помочь ребенку развить свои речевые навыки?
* Проговаривайте все действия, совершаемые над ребенком и вместе с ребенком.

Произносите лаконичные, понятные фразы (Пойдем есть кашу. Вот твоя ложка).

Потом можно убирать отдельные слова, чтобы ребенок сам пробовал их озвучить (Пойдем есть кашу. Где твоя...? - ждем, когда малыш попытается произнести слово "ложка");


* предлагайте выбор ребенку, который ему необходимо озвучить (Ты будешь пить сок или чай?

При этом ребенок не должен видеть ни то, ни другое);


* развивайте крупную моторику (построение домиков, рисование пальчиковыми красками, собирание пирамидок, игра с бизи-бордами);


* развивайте мелкую моторику (поиск мелких игрушек в миске с крупой;

разрывание фольги, бумаги на мелкие кусочки; сбор матрешки; сбор конструктора; нанизывание бусин; продевание пластиковой иглы в дырочки на картине и т.д. - вариантов множество!);


* работайте над межполушарными связями, предлагайте занятия, где должны работать и взаимодействовать обе руки и, возможно даже, обе ноги;


* постарайтесь ограничить телевизор и телефон.

Считается, что экранное время (время, проведенное с электронным источником информации) у ребенка до трех лет должно равняться нулю.

 

Играя в "развивашку" на телефоне малыш, вероятно, выучит цифры и буквы, но потеряет необходимый сенсорный компонент развития (пощупать, погрызть, взвесить, бросить). 

Как невролог оценивает этапы формирования речи?

Получить консультацию невролога можно тут

Автор статьи врач невролог Пронина Алена