Взгляд невролога на этапы формирования речи

14.10.2019 в 10:10

Речь во всем ее многообразии  - это основа взаимодействия людей в современном обществе.

Без освоения речевых навыков затрудняется познание окружающего мира и социализация.

Как не упустить возможные проблемы с речью? На что обратить внимание?

Рассмотрим этот вопрос с точки зрения невролога.

 

Для  правильного поэтапного развития речи необходимы несколько компонентов:

* ребенок должен хорошо слышать;

* должен быть достаточно развит интеллектуально и не иметь других проблем с психическим здоровьем;

* не должен иметь заболеваний органов, имеющих отношение к произношению звуков (гортань, язык, ротовая полость, мышцы лица).

 

Так же на речевое развитие может повлиять сопутствующая неврологическая или иная тяжелая проблема со здоровьем.

 

Какие факторы позволяют нам предположить, что у ребенка могут быть проблемы с речью в будущем?

Начнем с того, что малыш начинает вступать в контакт с миром задолго до появления своих первых осознанных слов.

Громким криком при рождении ребенок дает понять, что он может извлекать из себя звуки.

Отсутствие крика, его особенности (слабый, по типу писка, хрипящий) указывают на тяжелое состояние малыша в родах и возможные проблемы с необходимым компонентом речевого развития -  звукопроизводящим аппаратом (например, наличие «волчьей пасти» - расщепления твердого неба).

 

За время нахождения в родильном доме ребенку проводится аудиоскриннинг – процедура раннего выявления нарушений слуха, еще одной важной составляющей правильного формирования речи.

Как правило, при выявлении тех или иных заболеваний на этапе роддома ребенок сразу берется под наблюдение специалистами.

 

В период новорожденности (первые 28 дней жизни) необходимо обратить внимание – как реагирует малыш на звуки. Он должен поворачивать голову на звенящую погремушку, громкий голос мамы.

Если Вы не замечаете этого за своим ребенком – необходимо показаться ЛОРу и неврологу.

 

С середины второго месяца на появление в поле зрения  близкого человека  у ребенка развивается «комплекс оживления» – улыбка, короткие гулящие радостные звуки, активное движение ручками и ножками, прослеживание за лицом, за игрушкой.

Эта реакция может не сформироваться, если мама не проявляет интереса к ребенку, не разговаривает с ним, не общается, не показывает своим примером, как надо реагировать.

 

Так образование комплекса затруднено при общем тяжелом состоянии малыша и нарушении зрения.

Помимо лица мамы, ребенок в возрасте 2-х месяцев начинает интересоваться находящейся перед глазами игрушкой и мобилем – это признак начала формирования познавательной деятельности, а за ней – и интеллекта.

 

К кому обратиться, если на данном этапе Вы заподозрили проблему?

Обязательным будет осмотр педиатра, невролога и офтальмолога.

Про этапы становления детской речи

Нормы развития речи у детей

Получить консультацию невролога

Автор статьи невролог Пронина Алена.