Взгляд невролога на речевое развитие в 1 год

27.10.2019 в 22:10

Данный этап развития правильнее будет назвать не речевым, а предречевым, так как в возрасте около года у ребенка только-только начинают формироваться общепринятые элементы речи, понятной для мам и пап.

 

Бытует мнение, что ребенок должен в 1 год произносить 10-15 слов.

Так ли это?

Да, такие дети встречаются, но их не очень много - около 10%.

 

Чаще всего словарный запас годовичка состоит из слов "мама", "баба", " папа", иногда - различных вариаций "ам" и "ням", "дай", "на", звукоподражаний, обозначающих некоторых животных и транспорт.

 

Ребенок в возрасте одного года много общается жестами - может показать на интересующий его предмет, протянуть ладошку, чтобы попросить что-то, помахать ладошкой "пока-пока".

 

В игре годовалые дети предпочитают по-всякому манипулировать с предметами:

*открывать и закрывать баночки,

* кастрюли, складывать что-либо в емкости,

* снимать колечки с пирамидки, а потом надевать их,

* ставить кубик на кубик, бросать мячики.

Это так называемая предметно-манипулятивная игра.

Задача родителя - показать ребенку, какие варианты игр существуют (вместе собрать ту же пирамидку или сложить сортер).

У годовичка стремительно начинают появляться новые эмоции - малыш начинает стесняться, любопытствовать, удивляться и даже управлять мамой и папой!

 

Отдельно остановимся на любопытстве – это очень важный параметр, который показывает, что ребенок заинтересован в процессах, происходящих вокруг него, хочет понять и принять в них непосредственное участие.

 

Способствуют этому активное перемещение в пространстве, сначала на четвереньках, потом у опоры, и в итоге – на своих двоих.


Почему эмоции следует оценивать наряду с речью?

И то, и другое многое говорит об интеллектуальном развитии малыша. Расширение спектра эмоций идет рука об руку с формированием моторных, бытовых, социальных навыков - в том числе и речи.

 

Отсутствие или замедление эмоционального развития является поводом обратиться к специалистам - неврологу и психиатру.

 

На что еще обратить внимание?

* Ребенок не реагирует на обращенную к нему речь (как правило, родители замечают это еще до года);

* Его игра не носит предметно-манипулятивного характера;

* Не использует в речи хотя бы отдельные слоги;

* Не смотрит в глаза при контакте с взрослым;

* Не показывает пальчиком по просьбе ("покажи глазки, ушки...") или на интересующие его предметы.

 

Если Вас насторожило что-то в развитии ребенка, следует проконсультироваться с врачом и определить, является ли это вариантом нормы или необходимо проходить дальнейшее обследование и лечение.

Основные этапы развития речи

Про оценку психического развития в 1 год

Речевые нарушения- неврологический взгляд на это

Автор статьи врач-невролог Пронина Алена