Говорит невролог-Речевое развитие с 3-9 месяцев

20.10.2019 в 18:10

С 2,5-3 месяцев в речи малыша появляются гуление и “агуканье" - протяжные гласные - "а-а-а", "у-у-у", возможны вариации типа "га-а", " кха-а", "гу-у", " кху-у" (отсюда и пошло название  - гуление).

 

Почему именно эти звуки?

Их произношение не требует сложных манипуляций артикуляционного аппарата. Попробуйте сами озвучить данные комбинации и почувствовать, как мало надо приложить усилий для их воспроизведения.

 

С самого момента рождения важную роль играет эмоциональная окраска речи мамы, ведь спектр того, что может понимать и испытывать малыш, расширяется только через взаимодействие с родителем. 

 

На первом месяце жизни детям доступна одна эмоция - негативная (крик). Она крайне необходима для выживания малыша, ведь он не может другим способом сообщить о том, что ему больно, дискомфортно, хочется кушать или спать.

 

С 2-3х месяцев (у кого-то и раньше) появляется позитивная эмоция - ребенок улыбается, видя маму, интересную погремушку. Улыбка может сопровождаться элементами гуления.

 

Мама должна помогать своему малышу или малышке ласковой улыбкой и словами, произнесенными с мягкими, певучими интонациями, пробуя подражать голосовым навыкам ребенка. 

 

Около полугода звуковой и слоговой запас детей становится богаче.

Это уже не только гуление на все лады, но и слоги “ба”, “па”, “тя”, чуть позже - различные комбинации из этих структур, которые объединяются названием “ранний лепет”.

 

В последующие 3 месяца малыш активно познает окружающий мир, тянется за игрушкой, затем ползет за ней, садится и изучает ее, перекладывает из руки в руку, пробует на зуб, запоминает цвет, оценивает вес, сравнивает звук.

 

Параллельно с этим у ребенка появляются новые эмоции, пугающие некоторых родителей - малыш сердится, когда что-то не получается (перевернуться, сесть, дотянуться до игрушки); не совсем дружелюбно начинает относиться к незнакомым, пытающимся войти с ним в контакт (особенно к врачам, потому что они трогают ребенка, крутят, вертят, лезут шпателем в рот  - кому такое понравится?).

 

В подавляющем большинстве случаев переживать не стоит - это естественный этап и более того - признак развития интеллектуальных способностей. 

 

На что необходимо обратить внимание?

 

В первую очередь, на отсутствие всего вышеперечисленного.

Если Ваш ребенок не начал или внезапно перестал активно “болтать” - гулить и агукать, если его не интересуют игрушки, он не реагирует на маму и ее голос - не откладывайте визит к врачу!

 Часто родителей беспокоит чрезмерное проявление эмоций (как положительных, так и отрицательных) или появление страха перед привычными вещами, действиями; выраженная боязнь и отрицание нового (игрушек, людей, обстановки) - в таком случае консультация специалиста также необходима.

Взляд невролога на ранее развитие речи

Про этапы становления речи


Автор статьи Пронина Алена