Заикание

23.07.2018 в 14:07

Особенность заикания заключается в том, что оно возникает только тогда, когда у ребенка формируется речь. Мозговые механизмы детей напрямую отличаются связью с нервно-психической организацией, которая и определяет предрасположенность к заиканию.

Если у ребенка есть эта предрасположенность к заиканию, то любое агрессивное воздействие на ЦНС может привести к тому, что оно проявится.

 

Что такое заикание?

 

Заикание – это нарушение плавности речи из-за запинок и спазмов, которые прерывают наш речевой поток.

Они могут возникать:

  1. В артикуляционном отделе
  2. В голосовом отделе
  3. В дыхательном отделе

А также могут относится к двум или трем отделам одновременно.

 

Плавность речи - это наша с вами способность переходить от одного высказывания к другому без лишних остановок и пауз. Плавность речи прочно связанна с ритмом. А ритм-это равномерное чередование единиц чего – либо (например, стихи). Обычная наша речь аритмична, плавность речи зависит от правильной расстановки смысловых пауз. Ведь смысл - это начало устной речи.

 

Как ребенок овладевает способностью говорить?

 

1 этап - сперва ребенок осваивает ритмы: сосание, ползание, ходьба, бег. Потом он овладевает простой речью (по ритму) - гудение, лепет, детские стихи.

Все эти действия называют общей моторикой, она производится подкоркой и растущим правым полушарием (они основываются на периодичности).

2 этап - когда мышление ребенка готово перейти к развернутой фразе. В действие должно включиться левое полушарие. Оно преобразовывает правополушарные конструкции в левополушарные.

 

И, внимание! Смысл побеждает ритм. Подкорка превращается в правом полушарии в ритмические фигуры, а в левом - они разворачиваются и являются базой для устной речи.

Если межполушарные связи нарушены, то возникают нарушения. Запинки при заикании возникают из-за того, что нарушено возбуждение мышц речевых органов.

К органам (речевым) должны поступать одновременно одинаковые по силе сигналы.

Если сигнал поступает не одинаково, либо не одновременно, то возникают запинки.

 

Какие бываю виды заикания?

 

Если есть грубая несформированность подкоркового ритма, то возникает подкорковая речевая дизритмия. При легких вариантах - органическое заикание, его еще называют неврозоподобным заиканием.

Если не сформирован правополушарный ритм, возникает речевая диспросодия (короткие слова) или повторы слов (батаризм).

Если нарушено полушарно-подкорковое взаимодействие - это уже функциональное заикание.

 

Что значит нарушение полушарного взаимодействия?

Это нарушение может возникнуть если присутствует гиперактивность правого полушария (левшество). Помним, что заикание чаще возникает у левшей (скрытых левшей). Правое полушарие тесно связано с подкоркой и возбуждаясь захватывает больше нервной энергии, обедняя левое. Поэтому степень выраженности затруднений у заикающихся постоянно колеблется ( от плавной речи до грубых запинок).

 

Провокацией заикания может быть испуг, вот самые распространенные:

- собака

- врачи

- воспитатели

- семейные скандалы

 

Самое главное в преодолении заикания выявить что именно нарушено.

 

Как определить вид заикания?

Попросите ребенка отхлопать, отстучать, или оттопать самые простые музыкальные отрывки (включите любую детскую песню). Если ребенок не может этого сделать, то это говорит о несформированности подкоркового ритма.

Попросите ребенка отхлопать или отстучать ритмические фигуры (прохлопать по схеме x-xx-x-xx, xx-x-xx, хxxx, xхxx, где х это хлопки), вариаций масса, в помощь ваше воображение. Если ребенок не может этого сделать, то налицо нарушение ритмической функции правого полушария.

Если сохранен подкорковый и правополушарный ритм, то можно ли констатировать наличие ритмико - смысловых сбоев? Как это выявить? Очень просто!

С помощью теста на координацию рук: левая ладонь - правый кулак, потом смена позиции правая ладонь – левый кулак.

 

Что нужно делать при каждом нарушении?

При первом нарушении нужно использовать методы к оживлению и формированию элементарного ритма. При втором виде нарушения нужно вырабатывать музыкальный ритм. При межполушарном заикании нужно вырабатывать двигательную межполушарную координацию, а так же обучать тактике соблюдения речевых пауз. Обязательно использовать логопедическую ритмику.

 

Кстати, при коррекции заикания не нужно излишне изолировать ребенка от эмоций (знаю, что в процессе коррекции, родители часто отказываются водить ребенка в цирк, бассейн, в кино). Лишняя изоляция может увеличить вероятность рецидивов.

Всегда спрашивайте у логопеда как он занимается с ребенком, какой у ребенка тип заикания, в чем будет заключаться его работа с ребенком.